Юным метрологам – об обеспечении единства измерений на практике
В рамках инициативы по поддержке образовательных проектов для детей, их практического вовлечения в метрологию и стандартизацию Росстандартом совместно с Ассоциацией предприятий индустрии детских товаров (АИДТ) и ООО «Научные развлечения» разработан и создан макет научно-образовательного продукта для проектной деятельности – первый набор «Юный метролог», аналогов которому на сегодняшний день в мире нет. Презентация набора состоялась в мае на конференции «Эффективная профориентация школьников на инженерную специальность –метрологию», прошедшей в рамках Международного метрологического форума и выставки «Метрология без границ».
Набор представляет собой цифровую лабораторию по метрологии для начальной школы, в которой можно измерять физические величины с помощью датчиков, подключенных к USB-порту. Темы, с которыми будут знакомиться дети при использовании набора «Юный метролог», разнообразны и включают в себя такие параметры, как: масса, количество, доли, объем, концентрация, температура, влажность, свет, звук, напряжение, сила и пульс. Для проведения измерений в состав набора входит 7 цифровых датчиков и аналоговые приборы.
Руководитель Росстандарта Антон Шалаев отметил: «Мы видим в данном проекте интересную перспективу для дальнейшего продвижения метрологии как науки среди молодежи. Использование набора в учебной деятельности позволит школьникам не только получать новые знания о мире и находить что-то интересное длясебя, но и с ранних лет получить представление о науке об измерениях и профессии «метролог».
Координатор Метрологического образовательного кластера Росстандарта Алексей Игнаткович, говоря о целях создания набора, подчеркнул: «Юный метролог» отвечает на главный запрос от школ и учителей при знакомстве ребят с метрологией – дать возможность детям самим измерять окружающий мир. Благодаря школьным метрологическим лабораториям, частью которых является набор, занятия станут еще интереснее, а значит, эффективнее».
«Придумать новую игру, разработать учебное оборудование — очень непростая задача. Здесь важно, чтобы продукция понравилась детям, увлекла их, позволила привести в профессию. Сейчас авторский коллектив работает над методическими рекомендациями для проектного набора «Юный метролог», над получением рецензий. Далее комплект оборудования направится на апробацию к педагогам. К выполнению задачи будет привлечено научно-образовательное сообщество, эксперты, которые могут дать обратную связь. Для производителей она очень важна: от этого зависит комплектность, серийность, объем поставок продукции. Кроме того, в июне будет проведён первый Национальный съезд производителей учебного оборудования. В его рамках мы покажем, как при возникновении образовательной программы прорабатывается вопрос научно-производственной кооперации и разработка учебного комплекта для программы», – отметила президент АИДТ Антонина Цицулина.
Впервые вопрос о создании набора для практического вовлечения школьников в метрологию и стандартизацию был поднят в ходе выездного совещания Метрологического образовательного кластера Росстандарта и Ассоциации предприятий индустрии детских товаров (АИДТ), прошедшего на площадке ООО «Научные развлечения» в конце 2022 года. В рамках реализации проекта набора «Юный метролог» запланировано вовлечение нескольких уровней образования, начиная от дошкольного и заканчивая старшей школой, что обеспечивает непрерывное развитие знаний школьников о метрологии и стандартизации в течение всего учебного процесса в различных сферах жизни – от экологии до медицины.