Эксперты ВНИИФТРИ провели анализ космической пыли на внешних поверхностях МКС Новости
15 июля 2023

Эксперты ВНИИФТРИ провели анализ космической пыли на внешних поверхностях МКС

Ученые Всероссийского научно-исследовательского института физико-технических и радиотехнических измерений (ВНИИФТРИ) Росстандарта приняли участие в космическом эксперименте «Тест», целью которого стало установление природы происхождения вещества, оседающего на внешних поверхностях конструкционных деталей Международной космической станции. Работы проходили с 2019 года с участием ГК «Роскосмос», ЦНИИМАШ и ПАО «РКК «Энергия» имени С.П. Королева, с привлечением специалистов других предприятий в области микробиологии и материаловедения. По итогам эксперимента были сделаны выводы о возможных источниках загрязнений, которые могут способствовать коррозии поверхности космического аппарата, нарушению герметичности и выходу из строя модулей станции.

«ВНИИФТРИ принял участие в совместных исследованиях по поиску повреждений поверхностей МКС. Специалисты обратили внимание на то, что в областях микродеструкции, а также на других поверхностях МКС, образуются загрязненные участки. Поскольку наличие такого осадка может оказывать влияние на прочность конструкционных элементов, мы приступили к изучению его состава и свойств», – говорит заместитель Научно-исследовательского отделения акустооптических измерений и лазерной оптоэлектроники ФГУП «ВНИИФТРИ» Владимир Беляев.

В качестве образцов для исследования в институт были доставлены хлопковая ткань, фторлоновые губки после протирки иллюминаторов МКС, пробирки с хлопковым материалом, а также фторпластовые гермоблоки, которые были установлены на внешней поверхности МКС, а затем сняты и доставлены на Землю. Экспериментальная и техническая база ВНИИФТРИ позволила провести целый комплекс высокоточных исследований: элементный анализ образцов, спектрометрию ионизирующих излучений и микробиологическое исследование.

«Мы предполагали, что загрязнения имеют достаточно сложную природу и ожидали обнаружить в исследуемых образцах следы нескольких источников: космической и земной пыли, техногенных выбросов самой МКС, материалов корпуса станции, образующихся в результате микродеструкции. В результате проведенных экспериментов нами были обнаружены все химические элементы, являющиеся составной частью каменных и железных метеоритов, а также не характерные для Земли и космоса компоненты, имеющие явно антропогенное происхождение. Были обнаружены как «распространенные» элементы – железо, алюминий, кремний, фосфор, так и «редкие» (рассеянные) – цинк, титан и другие. Особенно интересным стало обнаружение следов рения – это свидетельство исключительно земного источника осадка», – рассказывает инженер Научно-исследовательского отделения акустооптических измерений и лазерной оптоэлектроники   Алексей Прядка.

Полученные результаты позволили подтвердить предположения ученых о смешанном источнике происхождения веществ, оседающих на внешней поверхности МКС. Такие процессы могут происходить как во время пуска и выхода аппарата в космос, в процессе эксплуатации станции как результаты ее естественной деструкции и выбросов отработанных газов, так и в результате осаждения пылевых хвостов комет и метеороидных частиц. Кроме того, перенос частиц с поверхности Земли в космос могут происходить в результате извержения вулканов, геомагнитных явлений, электрических атмосферных явлений.

В настоящий момент исследования по выявлению источников загрязнения внешней поверхности Международной космической станции продолжаются.

Автор: Шатропова Анастасия Олеговна