Внедрение технологий оцифровки стандартов и переводов в XML-формат
Утверждённая в 2017 году программа «Цифровая экономика Российской Федерации» определила цели, задачи, направления и сроки реализации основных мер государственной политики по созданию необходимых условий для развития в России цифровой экономики. Речь идёт о переходе к технологическому укладу, когда данные в цифровом виде рассматриваются как ключевой фактор производства во всех сферах экономической деятельности.
В рамках указанной Программы выделены следующие направления развития цифровой экономики:
- Нормативное регулирование;
- Кадры;
- Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов;
- Информационная инфраструктура и информационная безопасность.
В частности, комплекс мер по совершенствованию механизмов стандартизации предусмотрен в отношении нормативного регулирования. Задач – обеспечить соответствие системы технического регулирования и единства измерений целям развития цифровой экономики, в том числе выступив «драйвером» такого развития. Это включает формирование соответствующей нормативной правовой базы, а также библиотеки действующих национальных стандартов по приоритетным направлениям в машиночитаемом формате.
Эта задача потребует формирования концепции стандартизации в области цифровой экономики с последующим выходом на разработку программы стандартизации. Работа должна сопровождаться детальной ревизией и актуализацией базы НПА, необходимых для развития цифровой экономики, в том числе с учётом внедрения принципов опережающей стандартизации. Кроме того, потребуется создание библиотеки действующих национальных стандартов по приоритетным направлениям в машиночитаемом формате.
По направлению информационная инфраструктура и информационная безопасность предусмотрено решение таких задач, как:
а) определить перечень, разработать и утвердить национальные стандарты в области:
- информационной безопасности в системах, реализующих облачные, туманные, квантовые технологии, системах дополнительной реальности, а также функционал искусственного интелекта;
- обработки массивов больших данных;
- межмашинного взаимодействия для киберфизических систем;
- технических решений, обеспечивающих информационное взаимодействие посредством машинных и когнитивных интерфейсов, включая интернет вещей;
- безопасность разработок приложений, в том числе для государственных систем, а также стандартов безопасного информационного взаимодействия государственных, общественных институтов, хозяйствующих субъектов и граждан на территории России;
б) проанализировать соответствие российских стандартов в сфере информационной безопасности международным стандартам, определить целевое состояние и механизмы гармонизации стандартов в сфере информационной безопасности с международными, региональными и отраслевыми стандартами с учётом интересов Российской Федерации;
в) проанализировать фонд документов по стандартизации в сфере информационной безопасности в странах ЕАЭС; разработать и внести в международные организации проекты изменений в национальные стандарты и предложения по изменению стандартов стран ЕАЭС в целях их гармонизации.
В 2017 году по поручению Росстандарта оператор Федерального информационного фонда стандартов (ФГУП «Стандартинформ») приступил к разработке действующего макета информационной системы и технологии по созданию документов Фонда в XML-формате.
Цель работы заключалась в комплексном нормативно-правовом и научно-методическом анализе содержимого Фонда, который должен помочь с определением основных направлений по актуализации документов, в том числе с учётом потребности их перевода в машиночитаемый формат.
Предлагаемый для формирования библиотеки действующих национальных стандартов машиночитаемый формат предназначен для представления информации, подлежащей размещению в сети интернет в общедоступном структурированном виде. Он упрощает доступ пользователей к информации и её автоматической обработки для свободного использования в любых соответствующих закону целях. Это предусмотрено Концепцией открытости федеральных органов исполнительной власти.
Требования к машиночитаемому формату соответствует формат XML.
Создание документов на основе этого формата позволит получить новые функциональные свойства при работе с документами Фонда:
- повышение доступности стандартов в целом;
- полнотекстовый поиск как внутри документа, так и по всему Фонду;
- гипертекстовые ссылки как внутри документа, так и между документами;
- возможность корректного копирования фрагментов документа;
- предоставление документов пользователю в различных популярных форматах;
- разграничение пользователей по уровню доступа к содержанию документов (полный, частичный, только реквизитные данные и т.д.); формирование любых тематических выборок документов или их компонентов;
- адаптацию текста документа под размер рабочего «окна» пользователя любого размера (от смартфона до настольного монитора);
- сравнение нескольких версий одного документа с выделением отличий;
- готовность документов для включения в различные информационные системы управления и производства продукции;
- автоматизацию проверки ссылочной целостности документов (выявление ошибочных ссылок; выявление документов, ссылающихся на отменённые, заменённые стандарты);
- визуализацию связи между документами;
- копирование и импортирование текстовой информации из документа.
Наряду с новыми свойствами документы Фонда сохранят традиционные потребительские свойства для использования в корпоративных библиотеках нормативно-справочной информации. Речь идёт об отдельных экземплярах стандартов и о сборниках стандартов и терминологических словарей.
Указанные разработки предполагают создание Системы конвертирования документов Фонда в XML-формат и будут продолжены в 2018 году. Ожидается, что к началу 2020 года в машиночитаемом формате будет представлено не менее 12 000 документов национальной системы стандартизации по приоритетным направлениям.